Пусть простят меня педагоги со стажем, но речь пойдет о молодых. Юных школьных учителях, воспитательницах детских садиков, начинающих преподавателях училищ и колледжей.
Да, у них нет опыта. Да, они еще многого не умеют. Хотя и сами порой об этом не догадываются.
Но у них, как правило, хороший теоретический багаж. Они полны сил и желания работать. У них есть идеи, свое представление о том, как нужно работать.
А ну-ка, признайтесь, положа руку на сердце: к кому тянутся дети: к опытным учителям или молодым, едва пришедшим в образование? Ответ очевиден: здесь ниже возрастной барьер, больше общих интересов…
А теперь вспомните любой педагогический коллектив: много ли в нем молодых? То-то. Вот и проблема.
Не собираюсь сетовать на низкие зарплаты начинающих (хотя, конечно, лучше бы их подтянуть, ну хотя бы к тем, что обещают начинающим милиционерам – пардон, полицейским!), на отсутствие жилья (хотя и это было бы здорово: каждому учителю и воспитателю – по отдельной квартире!), на то, что культурная жизнь на селе не изобилует развлечениями, да и жениха попробуй найди (и это правда!)…
Тем не менее, есть, есть молодежь в образовании! Да какая молодежь! Видели бы вы этих стильных девчонок, умных молодых людей, что съехались 29 сентября во Дворец творчества детей и молодежи в Красноуфимске из разных уголков Западного управленческого округа: из Ачитского, Артинского округов, Первоуральска, Полевского, Красноуфимска. Нет, не «ботаники» и «заучки», а современные, красиво одетые, образованные молодые люди, которым нравится работать в детском саду, школе, училище, колледже…
Тропинка к своему «Я» — так назвала свою педагогическую концепцию Екатерина Денисенко (Полевской). На самом деле, каждый участник представлял свою тропинку к педагогическому мастерству… Дубровский Е.И. (Первоуральск) рассказывал, как ищет способы воспитания сознательной дисциплины (а кому из начинающих не известна эта проблема!), выбирая эффективные формы проведения занятий и наполняя их соответствующим содержанием.
Что сближает молодых педагогов с учениками, кроме возраста? Любовь к компьютеру. Они уже не могут обходиться без информационных технологий. Но главное — они знают, как использовать возможности компьютера в обучении ребят. «Видеоуроки эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов и в ряде случаев успешно конкурируют с другими средствами обучения (книгами, лекциями, инструкциями), благодаря своим техническим возможностям», — утверждает Т.В. Седова (Заринская СОШ Ачитского ГО). Видеоуроки разрабатывает и студентка выпускного курса Красноуфимского педколледжа Э.Фаттахова. Шевченко Н.В., (СОШ № 3, Красноуфимск) и Половников Н.П. (Артинское ПУ) видят в информационно-компьютерных технологиях эффективное средство самообразования педагога.
Молодежь ищет новые средства обучения, активно использует новые педагогические технологии: об опыте организации проектной деятельности рассказывали Бархутдинова Э.Х.(Артя-Шигиринская школа, Артинский ГО); Сташкина Н.Ю. (Верх-Потамская школа, Ачитский ГО); технологию развития критического мышления применяет Богданова М.А. (Полевской); деятельностный подход в преподавании математики реализует Васенькова Н.П. (Русскопотамская школа Ачитского ГО) и др. Поддержка талантливых детей – одно из важных направлений в современном образовании; конкретные формы работы представляли участники: содружество профильных объединений «На семи ветрах» (Матвеева М.А., педколледж); лингвистический лагерь (Давыдюк К., Козлова Е., студентки КПК); программы «Разговорный английский» «Дизайн одежды» для учреждения дополнительного образования (Сапожникова Л.И., Конышева А.И., Дворец творчества детей и молодежи, Красноуфимск); способы приобщения детей к национальным традициям раскрыла Набиуллина А., студентка педагогического колледжа. О путях поддержки детей особых социальных групп, развитии личности ребенка вполне компетентно говорили Черных Н., Шамшаймунирова Л., студентки педколледжа.
Ярким и эмоциональным было выступление Сахаровой Я.О., она представила опыт взаимодействия педагогов МОУ ДОД «Центра дополнительного образования детей» городского округа Первоуральск с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, рассказала об организации летних оздоровительных лагерей на базе клубов по месту жительства.
Работники дошкольных образовательных учреждений Первоуральска поделились своими открытиями: современные технологии оздоровления дошкольников представила Одинцова М.В.; о нетрадиционных формах на занятиях физкультурно-оздоровительного цикла рассказала Страда В.Е.; о формировании предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни поведала Москичева Е.А.
Вызвал интерес опыт организации групп кратковременного пребывания в ДОУ, представленный Е.В.Панченко. Творческую лабораторию «Предметно-развивающая среда группы с позиции развития способности ребенка к моделированию» организовали Подгол Д.Е., Рыбникова Е.И., а практикум по созданию условий, способствующих формированию познавательно мотивационной сферы учащихся через практическую работ, провела Волегова Е.В.
Преподаватель Красноуфимского аграрного колледжа Попова А.В. утверждает: «Да, работа педагога сложна. Но выбор профессии является проявлением свободной воли человека. Выбирая этот путь, нужно отдавать себе отчет в том, что такая работа требует постоянного поиска, самосовершенствования, а иногда самопожертвования. Нужно продолжать учиться…»
Тропинка к мастерству у каждого своя. Важно, чтобы рядом оказались неравнодушные люди, готовые подставить плечо, поддержать… Значимым стал факт поддержки участников Форума представителями власти: Главы городского округа Стахеева А.И., заместителя Главы по социальной политике Байкова А.П., начальника управления образования Биктугановой Т.Л., депутата Городской Думы Даниловой А.П.
Хорошо, что молодежь идет в образование. Хорошо, что в нем остается такая молодежь, какая была на Форуме молодых педагогов – активная, инициативная, любящая детей и свою работу
Н.Сыропятова, представительство ИРО, Красноуфимск