Школа — маленький остров в океане жизни. За эти годы сменилось 4 поколения выпускников. Менялись режимы. Приходили и уходили вожди. Рушились идеалы и ценности. В истории школы, как в капле воды, отразилась история нашей страны.
В октябре предвоенного 1940 года школа получила статус полной средней школы. Первым директором средней школы стала Феденева Анна Алексеевна. Радовались нижнеиргинцы: дети будут дома заканчивать 10 классов, строили планы, которым не суждено было исполниться.
Война…Ушли на фронт учителя Порошин Иван Михайлович. Тайгин Анатолий Ильич, Артемьев Иван Артемьевич, Якимов Павел Павлович, директор (1941−42гг) Черепанов Николай Федорович. В 1942 году добровольцами уходят на фронт ученики старших классов. В 1943 году — их классный руководитель Семенцова Мария Тимофеевна, в 1944 году ушли на фронт старшеклассницы Россихина Тамара, Васильева Тоня.
А школа продолжала работать, давала знания, учила жизни. Не было тетрадей, писали на газетах между строк. Заготовляли дрова для школы, возили их на саночках. Осенью собирали колоски. Шили кисеты, вязали варежки и носки, отпраляя посылки на фронт. Ждали с победой своих родных.
Первый выпуск школы состоялся в 1944 году.
В 50-е годы школа работает в двух зданиях («верхнем» и «нижнем»), в две смены в ней обучается больше 600 учеников. Классов не хватало. Но в тесноте, да не в обиде. Учили и учились Ученики 50-х с благодарностью вспоминают своих учителей, среди них директор Рябова Тинаида Ивановна, ставшая директором еще во время войны, её сменил на посту директора Паршаков Михаил Аксенович.
Любимым учителем был Ташкинов Сергей Ильич — жизнелюб, любивший песни и преподаваемый предмет — физику. Ученики на всю жизнь усвоили его уроки, ведь преподавал он, используя в объяснении жизненные примеры. Все помнят завуча Афонасию Иосифовну Захарову, строгую и принципиальную учительницу начальных классов Горбунову Екатерину Степановну, Жаркова Алексея Ивановича.
Уважаемы были молодые учителя Ярунина Зинаида Яковлевна, Мухина Зинаида Иринеевна. Многие
пускники с благодарностью вспоминают замечательного учителя истории, фронтовика, человека с трудной судьбой, эрудированного, строгого, но справедливого Комарова Селиверста Яковлевича, который за свой труд был отмечен знаком «Отличник просвещения».
В 1961 году в школе 775 учащихся, и в этом же году было построено новое здание школы.
В 1962 году директором стал Газизов Равиль Хафизович. Жаль, что проработал только один год. Молодой, энергичный, знающий, уважаем коллегами, к нему тянулись дети. Внедрял в работу все современное, в чем помогала ему завуч Казанцева Варвара Артемьевна.
С сентября 1962 года заместителем директора по производственному обучению стала Смирнова Нина Алексеевна. У школы было поле 50 га, занимались севооборотом. Активно работает производственная бригада, соревнуясь и обмениваясь опытом работы с бригадами других школ. С этих лет в школе юноши стали получать права трактористов.
После отъезда Газизова Равиля Хафизовича директором школы работает Валерий Николаевич Захаров, его сменила Казанцева Варвара Артемьевна (1965—1974 гг).
Самым замечательным директором был, по воспоминаниям коллег, Кузнецов Юрий Георгиевич (1974 — 1978 гг). Именно с него начался подъем школы. Изменилась жизнь в школе, изменилось отношение к ней в районо.
Хорошо работали в 60−70-е годы пионерская и комсомольская организация школы под руководством Казанцевой Федосьи Александровны, а позднее — Якимовой Зинаиды Павловны. Развито тимуровское движение. Гектары леса посажены в эти годы учителями и учащимися школы, активны были ребята и в озеленении села, следили за его чистотой, чистили родники, охраняли муравейники. Большим событием в жизни школы было каждую весну шествие в дубраву, где каждый отряд вывешивал сделанные своими руками скворечники. До сих пор сохранились некоторые из этих скворечников. Инициатором этого была увлеченный человек Ситникова Александра Арсентьевна. С ней же ребята высадили клёны около школы. Клёны эти больше 30 лет украшали школу, пока не состарились.
Есть у Нижнеиргинской школы хорошая традиция — ежегодные первомайские концерты перед жителями села, а начало этой традиции было заложено как раз в 60-е годы, как и традиции заботы о памятниках.
Школа под руководством Дружинина Ивана Иосифовича и Брянцевой Нины Андреевны занимала призовые места в районных смотрах художественной самодеятельности, на которые вывозили школьный хор, в составе которого больше 100 человек. Участники художественной самодеятельности ездили и на областные смотры.
Замечательные учителя работают в эти годы в школе. Среди них Конькова Мария Афонасьевна, Сахипов Азат Сахипович, Шевелина Нина Григорьевна, Дружинина Александра Павловна, Шельпякова Лидия Трифоновна, Казанцев Яков Яковлевич, Шмелёва Ефросинья Фёдоровна.
Идеальной была мастерская школы, где под руководством Павла Яковлевича Казанцева ребята изготовляли столы, стулья, табуретки, полочки. Изделия шли даже на продажу.
Хорошую подготовку во все годы получали в школе её выпускники.
С 1978 года по 1984 год директором школы работает Брянцева Нина Андреевна. Разнообразные кружки, спортивные секции для ребят в школе. Выпускники этих лет вспоминают свои походы, веселую и насыщенную жизнь в трудовом лагере, которую организовывала заместитель директора по воспитательной работе Смирнова Татьяна Савельевна. В разные годы в лагере работали мастера производственного обучения Ужегов Николай Тимофеевич, Берсенев Аркадий Аркадьевич, Якимов Василий Михайлович.
В 1982 году учитель биологии школы Якимова Зинаида Павловна получила знак «Отличник просвещения».
С 1984 года по 1989 год директор школы — Смирнова Татьяна Савельевна.
Учащиеся школы принимали активное участие в деятельности совхоза. Ежегодно выращивали корнеплоды, занимались прополкой, работали на уборке урожая.
В 1986 году в школе появился экспериментальный класс шестилеток.
В начале 90-х меняется жизнь в стране, меняется школа. Выпускники 1990 года помнят свою работу в аграрном звене, свое поле, выращенных собственными руками поросят. В 1991 году в школе идут споры и разговоры о создании на базе школы колхоза, инициаторами этого были выпускники 11 класса под руководством Якимова Василия Михайловича. И пусть не получилась колхозная жизнь, зато равнодушных не было. А что дальше?
Необходимо было найти системообразующую деятельность, которая сплотила бы всех. И мы искали. Искали в своем районе и за его пределами.
Наши поиски остановились на коммунарском образе жизни.
Особенностью наших сборов с самого начала стало то, что, учитывая потребность учащихся в более широком общении, мы стали приглашать на них ребят из других школ района. Учащиеся 22 средних школ побывали у нас, многие из них приезжают ежегодно.
Под влиянием коммунарских сборов изменяются отношения между учителями и учащимися. Люди, прошедшие через сборы, видят друг друга гораздо более полно. А настоящее общение и начинается с объективного видения друг друга. Коммунарская методика является эффективным средством становления ученического самоуправления. И в настоящее время ученики являются реальными хозяевами школы, активны в работе Управляющего совета.
Говоря о последних двадцати годах жизни школы нельзя не сказать о том, что именно в эти годы в школе работают замечательные учителя. Среди них учитель физкультуры Россихин Александр Макарович, учитель географии, заместитель директора по воспитательной работе Емельянова Людмила Владимировна, любимым всеми учениками и коллегами был Емельянов Олег Андреевич, умевший увлечь и старшеклассников, и малышей.
Пятнадцать лет назад в школе начала работать «Школа будущих первоклассников», первые в районе творческой группы учителей появились у нас. На базе школы неоднократно проходили разного уровня семинары.
И все эти годы мы не бросаем школьное поле, которое помогло нам выжить в девяностые, которое до сих пор помогает нам в организации питания школьников.
Большие достижения у членов краеведческого кружка под руководством Смирновой Татьяны Савельевны. В течение последних десяти лет её воспитанники трижды были дипломантами Всероссийских конкурсов.
В 2007 году школа стала победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы и получила миллион. В связи с этим существенно пополнилось материально-техническая база, прошедшие капитальные ремонты изменили облик школы. В ней стало интереснее работать и учиться.
В настоящее время у школы тесные связи с Красноуфимским педагогическим колледжем. Практически ежегодно студенты проходят преддипломную практику на базе школы. Ежегодные сборы школьных активов не были бы такими насыщенными и творческими без отряда «Комиссары» КПК и их куратора, бывшего учителя нашей школы Пудовой Светланы Александровны.
В школе работает двенадцать кружков и спортивных секций. Мы благодарны ДЮСШ (директор Николаева Н.Л) и районной школе искусств (директор Кузнецова Л.В.) за помощь в организации дополнительного образования учащихся.
За 70 лет существования полной средней школы в Нижнеиргинске воспитано много достойных выпускников, получили аттестат о среднем образовании более тысячи учащихся. Среди них тринадцать медалистов: Костромина Алефтина, Шмелёв Александр, Эпанаева Анжелика, Лежнева Нэлли, Брунова Анна, Марьина Раиса, Смирнова Ольга, Пудова Светлана, Медведева Марина, Кузнецов Алексей, Мельникова Марина, Смирнова Татьяна, Шакирова Лиана.
В настоящее время в школе работает стабильный, преданный детям и своей школе коллектив учителей, считающий своей основной обязанностью научить детей быть самостоятельными, трудолюбивыми, творческими и увлеченными.
Говоря о коллективе нельзя не назвать тех, кто многолетним добросовестным трудом заслужил уважение и признание учеников, родителей и коллег. Эти опытные педагоги являются гордостью школы, их заслуги отмечены Министерством образования РФ. Это Якимова З.П., Смирнова Н.Г., Кузнецова Т.С., Медведева Е.А., Смирнова Т.С.,Сальникова А.И., Мухина Н.И., Сарапулова В.Л.
Достойно продолжают лучшие традиции школы Смирнова О.С., Ярунина А.В., Чуткова Н.И., Константинова Н.В., Минина Н.П. Этих учителей отличает нестандартный подход к обучению и воспитанию детей, стремление идти в ногу со временем.
У нас замечательная молодежь — ответственная Посохина М.В., отзывчивая и творческая Миронова Е.В., талантливая Замиралова Н.С., трудолюбивая и имеющая «золотые» руки Федюнина А.В., заботливый, увлеченный Семёнов П.А.
Мы — коллектив единомышленников, объединенных общими ценностями, любимым делом и общими целями.
Главным механизмом развития школы и педколлектива служит коллективная творческая деятельность.
И недаром наш девиз: Каждое дело творчески — иначе зачем!?
У школы замечательное прошлое, хорошее настоящее и, уверена, достойное будущее.
Директор школы, заслуженный учитель РФ О.Н. Пудова